Наказание – цель и смысл
Цель наказания – не вызвать отрицательные эмоции, как думают многие. Отрицательные эмоции, конечно, запоминаются надолго, но они не несут воспитательного характера. Эта теория основана на идее условных рефлексов. И гласит что для качественного закрепления эффекта необходимо сильное эмоциональное потрясение, в большинстве своем отрицательное.
Однако человек – не совокупность рефлексов, а процесс воспитания не выработка последних.
Наказание не может исправить поведение человека. Это доказывается результатами пребывания людей в тюрьмах. Так называемые исправительные учреждения оказывают действительно исправительное влияние в одном из миллиона случаев. Но это уже крайний пример.
Что несет в себе наказание
Воспитание детей методом наказаний влечет за собой поколения изворотливых детей, умеющих обманывать и скрытничать. Ребенок, под страхом наказания (а зачастую это страх физической боли), делает вид, что перестает поступать так, как не хотят его родители. На самом же деле он просто ищет и находит способы тайного противодействия родителям. Ребенок идет на обман, по отношению к наказывающему его взрослому. Зачастую при наказывающем он ведет себя «правильно», а при остальных – как ему взбредет в голову.
Смысл наказания – придать вес словам взрослого, подчеркнуть серьезность его намерений. Наказание – это, в первую очередь, сигнал о нарушении установленных норм и правил. Дети очень легко пропускают мимо ушей слова взрослых. Наказание может расстроить ребенка, огорчить его, обидеть, но цель не в этом. Цель в том, чтобы дать ребенку задуматься и понять, что именно ребенок нарушил и почему это не хорошо.
Такой подход к наказанию позволяет родителям взять установку на воспитание сознания и личности ребенка, а не на исправление внешних признаков непослушания. Родитель, при таком подходе, выступает исключительно как проводник и защитник, и ни в коем случае ни как диктатор.
Как наказывать ребенка любя?
Во фразах, поясняющих проступок ребенка должно отсутствовать диктаторское «Я» родителя. Фразы должны восприниматься не как приказ, а как констатация факта.
Если ребенок совершил проступок, то нельзя закрыть на это глаза или отложить наказание на потом. Наказание должно следовать сразу за нарушением правила.
Наказание – сигнал о важности соблюдения правил, а не акт родительского возмездия. Наказание не должно быть чрезмерным. Сидения на стульчике у стены достаточно. Наказание не должно быть унизительным для ребенка. Оно не должно сопровождаться грубостями, ругательствами или неконструктивной критикой.
Физическое наказание – табу. Они унижают и ожесточают личность ребенка. Такие наказания тормозят развитие и разрушают отношения с ребенком.