Экологическое воспитание младших школьников в школе и дома

Экологическое воспитание младших школьников в школе и дома


Нынешний человек очень далек от природы. Мы воспринимаем природу потребительски. Она дает нам пищу, одежду. Бережное отношение к природе – аксиома, резон которой мы уже забыли. Поэтому очень важно развивать в ребенке с раннего детства интерес к окружающему миру. На это и направлено экологическое воспитание меньших школьников.

Экологическое воспитание в школе

В школе у детей есть уроки природоведения, на которых детям будут преподавать и основы экологического воспитания. Человек, общество и натура – это части одного целого, окружающего нас мира.

Очень полезны уроки на открытом воздухе, прогулки в парк или лес. Важно научить ребенка следить и замечать природу в малейших деталях. Как тащит палочку муравей, как пчела садится на цветок, какие птицы живут в парке.

Экологическое воспитание вводит в себя и уборку школьной территории. Хорошо было бы, если бы на этих уроках дети могли посадить деревья, или цветы и бегать за ними. Можно устроить «зеленый уголок» и в классе.

Основные цели и задачи

Задачи экологического воспитания школьников, обучающихся в младших классах, заключаются в усвоении следующих аспектов:

  • определение оптимальных взаимодействий человека и природы;
  • понятие человека как составляющей биоценоза;
  • понимание ценности натуры и взаимосвязи ее составляющих;
  • овладение начальными навыками по использованию природных ресурсов, по улучшению состояния окружающей среды;
  • предвидение последствий своих поступков по отношению к элементам окружающей среды;
  • развить общественную и познавательную активность в ходе экологической деятельности;
  • способствовать появлению стремления к познанию натуры и к активной деятельности, направленной на улучшение окружения;
  • формирование потребности в контакте с природой.

При этом существует определенная последовательность в изучении. Вначале все объекты природы рассматриваются отдельно, затем познается их взаимосвязь между собой и, в частности, между объектами живой и неживой натуры. И, наконец, на последнем этапе приходит понимание происхождения различных природных явлений.

Но основная сущность экологического воспитания заключается в приобщение детей к натуре. Результатом этого должно быть понимание о бережном отношении к животным, насекомым, птицам и растениям. Ведь природа – это необходимое условие для жития всех людей.

Полученные знания формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды. Дети осознают, что для сохранения здоровья и полноценной жизнедеятельности необходимы благоприятные условия, поэтому важно сохранить природные ресурсы.

Экологическое воспитание в семье

Очень важным фактором является верное экологическое воспитание детей в семье. Дети всегда повторяют за взрослыми их как хорошие, так и плохие привычки. Поэтому родители тоже должны блюсти правила поведения на природе.

Гуляя с ребенком в лесу или выезжая на природу, никогда не оставляйте мусор после себя. Запаситесь порожним кульком и аккуратно уберите за собой мусор. Ребенок это запомнит и будет делать так же.

Обращайте внимание ребенка на красоту осенних листьев, на то, как деревья распускаются весной. Если кушать возможность, делайте зимой кормушки для птиц или скворечники весной.

Наблюдайте вместе с ребенком и учите наблюдательности его.

Очень хорошо, если родители устраивают походы всей семьей. Это не лишь сближает с природой, но и сплачивает семью, а дети приобретают много нужных и полезных навыков.

Любовь к природе, понимание ее красоты и уникальности прививается с самого раннего младенчества. Экологическое воспитание помогает ребенку расширить кругозор, воспитать духовные и нравственные качества. 

Видео-материалы по теме статьи

Прививайте детям влюбленность к природе:

Урок экологического воспитания в школе:

Успешный опыт экологического воспитания:

Документальный фильм о зоопарке: