Кризис 1 года и 3 лет

Кризис 1 года и 3 лет


Каждый малыш проходит в своём развитии определённые детские кризисы. Наступление кризиса — ознаменование того, что ребёнок подошёл к новой ступеньке своего развития. А для родителей — это сигнал к тому, что необходимо набраться терпения и быть максимально внимательными к своему ребёнку, помогая ему и себе с честью выдержать это испытание. Основные кризисы раннего младенчества — кризис 1 года и 3 лет.


Кризис 1 года

В период между девятью месяцами и полутора годами практически все малыши переживают свой первоначальный кризис. Примерно в это же время большинство детей, как правило, учится говорить и ходить, что только способствует повышению активности и любознательности махонького человечка. Еще бы! Ведь вокруг столько всего интересного, до чего теперь можно доползти, дошагать, что можно «попробовать на зуб»…

Посредством органов эмоций малыш познает окружающий его мир, получая такое количество новой информации, которое взрослый человек способен «переварить» не менее чем за 60 лет! Буквально любую минуту ваш кроха проделывает колоссальную работу, как губка, впитывая в себя реалии действительности. На этом этапе ребенок отчаянно бедствует в вашем понимании и заботе. Повторюсь, именно в понимании, а не в параноидальной родительской опеке и повсеместных запретах.

Бесспорно, в чем-то карапуза подлинно стоит ограничить, создав ему безопасные и комфортные условия для развития. Только и всего. В остальном же, дозвольте малышу, по мере сил и возможности, проявлять свою самостоятельность. Не серчаете на него. Он хочет сделать что-то сам? Порадуйтесь и дайте добро, незаметным для ребенка образом, контролируя ситуацию со стороны. Все, что требуется крохе на этом этапе его персональной эволюции – осознать себя как такового, себя, отдельного от вас. Осознать свои желания, свои возможности, свои эмоции. Потому, будьте мудрее и терпимее, вникните в суть происходящего, тогда все встанет на свои места и сделается более понятным.

Кризис 3 лет

По суждению специалистов, в три года (иногда чуть раньше, иногда чуть позже) ребенок переживает второй детский кризис, завершение какого можно считать началом нового этапа в жизни малютки – этапа дошкольного детства.

Этот кризис, равно как и первый, является неотъемлемой долей «программы развития и формирования» вашего малыша. Посудите сами, любого плана эволюция предполагает как постепенное скольжение, так и резкие скачки, катализирующие процесс. Так и тут. Бесспорно, подобного рода «переломы», как правило, весьма неприятны, они тяжело переживаются и доставляют кучу хлопот, как родителям, так и самому малышу. Но это, своего рода, закономерная нужда: у природы все под контролем.

Итак, что происходит с ребенком в возрасте трех лет?

В это время малыш, уже отделив себя от мамы и набравшись кое-какого эксперимента, начинает определять свое положение по отношению к окружающей его действительности, к родителям. Он ищет собственное место в мире, пытаясь заявить о себе, как о полноправном члене семейства. Каким образом? Нарушает все существующие правила, пытаясь установить свои. Капризничает, отказывается выполнять ваши просьбы, пусть и в ущерб своим же заинтересованностям.

Сейчас самое главное для крохи – позиционировать себя как личность, а обед, пусть и вкусный, как-нибудь подождет… И не имеет значения, что ушки на улице норовят отвалиться от морозного ветра. Малыш, так или иначе, будет пытаться сделать все по-своему и стянуть с себя эту, ранее безмерно любимую, шапку. И так далее, и тому подобное.

Что же мастерить родителям в такой непростой ситуации?

Главное – не терять терпения и самообладания. Уяснив суть происходящего, вам, дорогие мамочки, будет куда несложнее воспринимать капризы чада. Помните, эгоизм крохи иллюзорен, поведение малыша не является показателем характера или издержек воспитательного процесса. Это, итого лишь, необходимый этап. Важный этап, известный любому детскому психологу.

Кому действительно не стоит показывать свой нрав, так это вам, родителям. Учитесь уступать, где это возможно. Позвольте ребенку быть самостоятельным и выражать себя так, как ему того хочется. В пределах разумного, разумеется. Перестаньте видеть в карапузе свою собственность, относитесь к нему как к личности, считайтесь с его мнением, спрашивайте его совета там, где это уместно. Время от поре делайте малышу «взрослые» подарки, скажем, в виде ручки или записной книжки, подчеркивая, тем самым, его «социальную зрелость». Не сомневайтесь, крохе непременно понравится. Впрочем, как и вам. Ведь почувствовав уважительное отношение к себе, ребенок станет более восприимчивым. Ему больше не надо будет что-то отчаянно обосновывать с пеной у рта. А зачем? Мама и так все понимает.

Ярослава Волженцева