Как бороться с детской истерикой



Ребяческие истерики — это способ выразить свои чувства, желания и потребности. К истерикам прибегают как малыши, которые ещё не умеют разговаривать и могут сформулировать своё неудовольствие только плачем и криком, так и детки по-старше.

Некоторые детки с громким криком падают на пол и начинают бить руками и ногами, протестуя таким манером против слишком высоких требований к себе или, наоборот, недостаточного внимания со стороны взрослых. После окончания истерики нужно непременно разобраться в ситуации и решить проблему. Но, как же успокоить бьющегося в истерике малыша?

Психологи предлагают следующую модель поведения.

Спокойствие, лишь спокойствие
Самое важное и самое трудновыполнимое условие для взрослых, когда ребенок закатил истерику (особенно если делает он это с завидной постоянностью), — сохранить покой, самообладание и самому не впасть в состояние истерии. Не правильно думать, что главное, чтобы ребенок не получил желаемую конфету, из-за какой устроил скандал. Главная цель его слез — привлечь внимание. А крик, шлепки и топанье ногами — это тоже внимание, только со известен «минус».

Оцените безопасность происходящего
Если ребенок в истерике упал на пол, а сил (да и желания) мамы не хватит на того, чтобы его поднять — когда дитя выворачивается, извивается, брыкается, кусается и т.д. — стоит оставить попытки его поднять. Но при этом обязательно оценить безопасность «места понятия», чтобы поблизости не было острых углов, предметов, которыми можно травмироваться и т.д.

Не идите на поводу и не обещайте невыполнимого
Когда дитя истерикой добивается чего-то своего, законы психологии категоричны — идти у него на поводу, конечно, не нужно, чтобы истерика не сделалась привычным инструментом исполнения его желаний. И не стоит обещать что-то ребенку (например, «Вставай из лужи, пойдем лучше домой, я тебе дам шоколадку и будем глядеть мультфильмы»…), чтобы он успокоился. Тем более, если обещание свое выполнять не собираетесь. Кстати, неврозами нередко страдают ребята, которым что-то обещают, но откладывают и откладывают исполнение этого обещания.

Изолируйте
Психология родителей такова, что нередко их приводит в замешательство не сама истерика ребенка, а то, как на нее реагируют опоясывающие. И все, что здесь можно сделать, постараться изолировать ребенка от «зрителей». Если истерика случилась в магазине, нужно быстро, без промедления взять ребенка и вывести/выплеснуть на улицу, если дома, в гостях или детском саду — перевести в другую комнату. При этом нужно объяснить ребенку, что его плач помешивает окружающим, но, когда ребенок успокоится, ему можно будет вернуться к остальным.

Озвучьте свое чувство, не унижая
Понимая, что есть две крайности — приступить кричать и наказывать или броситься утешать и исполнять все желания — оставаться равнодушным каменным истуканом (в качестве «золотой середины») не стоит. Ребенку необходимо знать, что испытывают взрослые, когда он закатывает истерику. Но сформулировать свои чувства нужно правильно.

Во-первых, не обвинять ребенка, не унижать и не оскорблять его. То кушать фразы: «После такой истерики я тебя больше не люблю», «Мне так плохо, от того, что ты такой плохой» — категорически запрещены. Произнести надо о чувстве к ребенку — «ведь я так люблю своего сына/дочь». И о чувствах во время истерики — «но когда сын/дочь себя так ведет, мне становится весьма грустно». Такая формулировка донесет до ребенка важную информацию: он любим, но от того, что он так себя ведет, он расстраивает родных.

На будущее
Поговорить с дитятей нужно тогда, когда все успокоятся — не за чем создавать массовый психоз. Постараться помочь ему сформулировать свои чувства и переживания. Научить подавать выход чувствам и эмоциям без истерик (купить игрушки-стучалки, детские книжки соответствующего содержания). Стоит попытаться разобраться и в причине дробных истерик. А для этого в первую очередь присмотреться к себе — нередко родители сами провоцируют ребенка на постоянный плач своим поведением (теми же невыполнимыми словами), методами воспитания детей (истеричны чаще всего те дети, которых полностью лишают самостоятельности).

Но ни в коем случае не нужно влечься подавлять эмоции ребенка и учить его тому же самому. Выход любым эмоциям должен быть. И этого не нужно стыдиться. По-иному до невроза недалеко. Право на существование имеет и психоз, и даже гнев. Просто ребенку нужно объяснить, что «выход эмоций» не должен помешивать другим. И, значит, нужно искать «безопасный» выход.

Источник: ejka.ru