Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О.П.)

Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О.П.)


Ребенок дошкольного возраста – вполне «опытная» личность, поскольку уже обладает определенными навыками. Следующий этап развития – музыкальное воспитание дошкольников. Радынова О.П. (педагог и писатель) собрала основные теоретические, методические и музыковедческие материалы в своем пособии. Автор сделала акцент на том, что музыкальное воспитание следует начинать именно в возрасте от 3-4 лет, когда малыш очень восприимчивый и легко учится новому.

Все начинается с семьи…

Музыкальное воспитание детей зависит от условий, в котором они растут. Понятно, что в семье музыкантов или людей, любящих музыку малыш «с пеленок» будет впитывать творческую атмосферу, царящую в доме. Семейные посещения концертов, музыкальных вечеров, прослушивание записей также будут способствовать формированию у ребенка чувства духовности. Малыш научится получать радость, позитив и удовлетворение от музыки.

Когда ребенок достиг 4-5 лет, можно начинать посещение музыкальной школы, студии творчества. В этих специализированных учреждениях с помощью педагогов маленький ученик получит знания о музыкальной грамоте.

А если нет возможности отдать дошкольника в подобную школу? В таком случае музыкальное воспитание родители могут проводить самостоятельно – дома. Как это сделать? Изучаем таблицу.

Упражнение Описание
Учимся слышать музыку Это значит, что малыш должен научиться отличать разные «оттенки» — смена интонации, тональности, настроения. Для облегчения задачи можно нарисовать на листе бумаги две «рожицы» — одна веселая, а другая – грустная. Дальше – включаем музыку, в зависимости, от характера которой ребенок будет указывать на определенный рисунок. Например, при веселых задорных интонациях малыш укажет на веселый рисунок.
Учимся пению В музыкальном развитии дошкольников пение – важная ступень. К тому же, в процессе пения тренируются легкие, речь и голос ребенка. А ведь многие детки любят петь – например, в хоре. Вот и нужно использовать этот интерес как средство музыкального воспитания.
Играем на музыкальных инструментах Отлично, если в семье существует традиция играть, например, на гитаре или пианино. Однако если в доме нет музыкального инструмента – не проблема. На полках магазинов представлен огромный ассортимент детских ксилофонов, мини-пианино, гитар – остается только обсудить с маленьким музыкантом подходящий вариант.
Развиваем чувство музыкального ритма Музыка и танцы тесно связаны между собой. А какой ребенок не любит танцевать? Совместное разучивание танцевальных движений, физических упражнений позволят малышу в легкой форме постичь саму музыку. Танцевальные движения улучшают тонус мышц, координацию, тренируют чувство ритма.

Итак, какие задачи стоят перед родителями в процессе музыкального воспитания ребенка?

  • Привить интерес к музыке, к семейным и народным традициям.
  • Помочь сформировать способности к музыке и творчеству.
  • Содействовать общему воспитанию и развитию малышей «через» музыку.

Следует помнить, что классическая и народная музыка – лучший инструмент для формирования вкуса дошкольников. Поэтому нужно с раннего возраста окружать ребенка подобными примерами, давать прослушивать записи известных классических произведений и народных мотивов, обсуждать прослушанный материал. Таким образом, постепенно у малыша будет формироваться правильное восприятие музыки, ее понимание.

Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О.П.) – процесс «двухсторонний». Это значит, что прививая ребенку любовь к музыке, родители или воспитатель должны сами знать, любить и уметь доходчиво преподнести материал. Только так маленький слушатель почувствует истинную красоту музыки и сможет найти свой путь к ее восприятию — даже если не станет музыкантом.