Развитие ребёнка в 3 года
Три года – это годы, в котором ребёнок способен уже на многое. У него проявляется характер, он способен выполнять различные действия, у него могут развиться ужасы. Это сложное, но интересное время, которое важно не упустить и использовать по максимуму. Так что же должен уметь ребёнок в три года?
Знания и действия в игре
В играх, где смыслы имеют цвета, трёхлетний малыш уже должен уметь их различать и показывать на карточках или кубиках нужные. Некоторые дети уже называют нюансы цветов, распознают их не только во время игры, но и, скажем, на природе, в общественных местах.
В том, что касается геометрии, ребёнок должен уметь именовать разнообразные геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, а также геометрические тела – шар, куб, конус, цилиндр. Он способен выбирать их из всеобщей массы предметов и даже определять на ощупь – если речь идёт о геометрических телах, правильно называть с закрытыми глазами. Он может складывать пирамидки из колечек в распорядке возрастания и убывания колец, матрешки, выстраивать дом из кубиков, — то есть ориентироваться в размерах предметов хотя бы на уровне «большой», «посредственный», «маленький».
Кроме того, ребёнок в три года уже обычно собирает простые мозаики из нескольких предметов, рисует геометрические фигуры, дорисовывает недостающие доли на картинках. Он умеет лепить простейшие вещи из глины или пластилина, включая фрукты, примитивные фигурки людей, и собирать аппликации, подражая взрослому человеку и повторяя за ним одно поступок за другим.
Эмоции и отклик на них
Ребёнок в три года активно участвует в разнообразных ролевых играх, причем выбирает для себя разные роли, и весьма ярко реагирует на эмоции взрослых. В этом возрасте особенно важно вовремя хвалить малыша за правильно выполненное задание или здоровую инициативу. К сожалению, иногда бывает так, что ребёнок старается сделать что-то как можно лучше, а взрослый отмахивается. Или же, похвалив один раз, находит, что этого достаточно и больше не нужно.
Это большая ошибка – не оценивать должным образом достижения собственного сына или дочки. Они очень подневольны от похвалы от близкого человека, и если не будут своевременно получать эмоциональный отклик от старших, то скоро утратят интерес к занятиям, сделаются безвольными и безынициативными.
В три года ребёнок становится необычайно независимым, у него сильнее становится слышно «Я», он чаще говорит: «Я сам» или «Я сама». Он сам может предлагать многообразные игры, рассказывать о своих достижениях. Ему становится важно гордиться родителями. Это время большого любопытства и тысяч вопросов, так что если родители желают, чтобы их малыш рос неглупым и сообразительным, им стоит подготовиться к этим вопросам, купить или найти в Интернете нужные энциклопедии для детей и быть готовым отвечать.
Не стоит стесняться сообщать ребёнку, что вы чего-то не знаете. Куда лучше предложить: «Давай с тобой вместе это посмотрим» или «Давай с тобой вдвоём это поищем», а также справиться: «А как ты сам думаешь: почему оно происходит вот так?». Таким подходом вы укрепите у ребёнка любознательность и воспитаете в нём бесценный навык – желание учиться, самому узнавать что-то новоиспеченное, искать новую информацию, думать, подходит ли она для ответа на конкретный вопрос. Это то, чему не научит после ни одна школа или детский сад, — стремление самостоятельно удовлетворять собственное любопытство.
Развитие выговоры и навыков общения
Словарный запас трехлетнего ребёнка уже достаточно велик. Он в состоянии отвечать на разные вопросы, задавать собственные, он может рассказать о том, как минул день, пересказать услышанный рассказ. В это возрасте дети уже обладают развитыми социальными навыками, понимают разницу в обращении на «ты» и на «вы», умеют учтиво разговаривать с взрослыми.
Кроме того, трехлетние люди очень живо слушают, особенно если речь идёт о них. Причем дослушивают до крышки, не уходя и не отвлекаясь.
Физическое развитие и подвижность
Для трёхлетних детей норма – находиться в постоянном движении. Они любят бегать, прыгать, принимать участие в маневренных играх, кататься на санках или трехколесном велосипеде. Это отличное время для того, чтобы научить плавать – малыши не боятся в этом году воды, так что нужно воспользоваться моментом. Потом это будет сделать гораздо сложнее.
Самое главное – создать ребенку необходимые обстоятельства для того, чтобы ему было где двигаться и укреплять собственный растущий организм.
Три года – отличное время для активного развития, усвоения большенного количества новых знаний, получения новых навыков. Очень важно, чтобы у ребёнка было кому заниматься всем этим с ним.