Site icon Все о детях

Кризис 3-х лет у ребёнка


Когда ребенку исполняется 3 года, его родителей ждет непростой этап, ведь в это время у карапуза на все лишь один ответ: «Нет!». Что бы вы ему не говорили, не предлагали и не требовали, он начинает кричать и психовать, швырять предметы. Малыш становится просто неуправляемым.

Я – это я!

Такое поведение ребенка 3-х лет является нормой. Просто ему, а с ним и вам, предстоит пройти период самоопределения. В это пора малыш осознал, что он – это он, и даже перестал думать о себе в третьем лице. Теперь у него ясно прозвучало громкое «Я». Оказалось, что ощущает, хочет чего-то именно он – отдельный человек, который не зависит от желаний мамы и папы. Это открытие для малыша настолько значимо, что он целиком меняет свою позицию по отношению к окружающему миру, к тому, как себя вести.

У крохи появляется естественное желание организовывать свою житье так, как хочется именно ему, по собственному усмотрению. Но ведь человечку всего 3 года, и он не знает, как это устроить! Малыш, не зная, как разобраться в собственных жаждах, начинает жить по своему усмотрению единственным способом, который ему пока доступен: он отвергает все, что ему предлагают родители, противясь тем предложениям, какие раньше радостно принимал.

7 признаков кризиса 3-летнего малыша

Психологи выделяют следующие качества, свойственные трехлетним детям, какие переживают кризис самоопределения:

Негативизм. Ответ «Нет» на любое обращение, просьбу, требование по отношению к ребенку.

Демонстративное поведение. Когда мама упрашивает держать кружку аккуратно, чтобы не пролить сок, малыш нарочно опрокидывает ее.

Упрямство. Ребенок требует чего-то не из-за того, что ему это необходимо или хочется, а просто чтобы доказать окружающим, что будет так, как он сказал. В этом возрасте вполне естественно, если ребенок закатит истерику в лавке, требуя купить точно такую же игрушку, какая лежит у него дома.

Своеволие. Ребенок может начать играть или декламировать тогда, когда мама пытается уложить его спать или отправить на прогулку. Что примечательно: за несколько минут до этого он сам отказался и играть, и декламировать.

Обесценивание. Кроха показывает, причем очень демонстративно, что все, что ранее было им любимо, теперь ничего не значит. Причем речь идет не лишь о любимых игрушках, которые он может начать выбрасывать и топтать, но и о маме, на которую он замахивается, и о бабушке, которой он теперь часто дерзит.

Протестбунт. На безобидное замечание и на любое событие малыш реагирует таким образом, будто рядом находятся одни лишь неприятели, с которыми нужно вести войну. И один из этих врагов – его собственная мама.

Деспотизм. Ребенок делает все, чтоб подчинить себе родителей и иных взрослых, его окружающих, чтобы они выполняли все его желания и капризы.

В общем, это время очень непростое. Поэтому вам важно знать, что происходит с крохой, и как на это необходимо реагировать.

Как вести себя при таком поведении ребенка

Так как малыш не может понять разницу между такими понятиями, как «хочу», «могу» и «необходимо», то ваша задача — помочь найти ему между ними согласие. Нельзя давать ребенку неприятных, унижающих его характеристик и называть его злючкой, врединой, грубияном. Ребенок может начать сомневаться в своих силах, потерять веру в собственную значимость.

Своевольные проявления малыша не необходимо подвергать оценке, вместо этого психологи советуют продемонстрировать крохе, что вам понятны его мотивы: «Я понимаю, что ты хочешь, чтобы я тебе подчинилась; ты размышляешь, что кукла тебе больше не нужна; своим поведением ты показываешь, что можешь меня не слушаться».

В подобной ситуации вам следует высказать ребенку все заявки, подробно объяснив, что от него ожидается: «Грубить людям нельзя, я тебе это запрещаю; ты можешь подарить свою игрушку кому-то, но я не позволю, чтобы ты ее швырял и пинал; тебе придется мастерить все, что я говорю, так как я твоя мама, и именно я отвечаю за то, чтобы с тобой все было хорошо».

Вам следует разрешать ребенку все, что он может делать самостоятельно. Пускай он делает это долго и неумело, но не нужно его торопить. Выполнив это, он испытает удовлетворение от собственного успеха.

Нужно давать ему возможность сделать выбор, к образцу, спросив, что он хочет – супчик или омлет. Пусть «Я» малыша получит подтверждение того, чтоб он обладает свободой выбора.

Если поведение ребенка таково, что необходимо наказать его, то вытекает делать это таким образом, чтобы малыш сам осознал проступок. Как именно – читайте в статье «Как наказывать ребенка».

Рекомендуется играть с малышом в ролевые игры. Можно привлечь к этому иных членов семьи. Самая понятная и любимая игра – это «дочки-матери». В этой ролевой игре должны быть распределены роли, у любого из игроков быть свои обязанности и нормы поведения. Малыш, проигрывая разные ситуации, научится понимать границы дозволенного и недозволенного, поймет, чего ожидают от его поведения опоясывающие, начнет различать понятия «хочу» и «могу».

Спустя какое-то время ваш ребенок окончательно осознает свое «Я», он станет самостоятельным и уравновешенным, будет вести себя адекватно обстановке.

Exit mobile version