Зрение ребенка в первые месяцы жизни
.
Первые дни жизни зрение ребенка достаточно слабое. Малыш способен различать всего лишь световые пятна и кратковременно реагировать на них. Это ни что иное, как безусловный рефлекс. Окружающий мир, глазами новорожденного ребенка, лишен красок и четких очертаний. Все, что он видит — это серые размытые образы и яркий свет.
К концу первого месяца зрительная система приобретает новые функции, начинает развиваться пространственное зрение. С двух месяцев у ребенка активизируется цветовосприятие, он способен уже различать красные, желтые и оранжевые цвета, к которым в дальнейшем добавится зеленый. Оттенки синего и фиолетового цвета распознаются чуть позже.
Первые месяцы после рождения поле зрения малыша более ограничено, чем у взрослого человека, и полностью расширяются где-то к семи годам. Самой последней функцией зрительной системы начинает развиваться бинокулярное зрение, так называемая четкость видения предметов одновременно двумя глазами.
К 2-3 месяцем зрение ребенка многократно отличается зрения новорожденного, а соответственно меняются поведенческие реакции. Он более осознано начинает реагировать на окружающих людей и предметы.
Забота родителей в развитии зрения у ребенка этого возраста заключается лишь в помощи природным функциям. Во время сна малыша не стоит отключайте свет, пусть после пробуждения он сразу стимулирует работу зрения. Для укрепления мышц глазного яблока проводите игры с погремушкой, переворачивайте малыша на живот, повесьте над кроваткой карусель.
Для полноценного развития зрения малышу требуется восприятие ярких красок, именно поэтому его комнату рекомендуется оформлять броско. Как прекрасен мир!
К полугоду ребенок видит уже совсем иначе. Весь мир заиграл яркими красками и приобрел довольно-таки четкие формы. Малыш уже с интересом изучает обстановку вокруг, узнает родителей и знакомые предметы. В этот же период он начинает детально изучать строение собственного тела, проводя за этим занятием не мало времени.
В шесть месяцев у ребенка формируются основные функции зрения. Родителям нужно пройти с ним первое глазное обследование, чтобы быть уверенными в том, что зрение развивается правильно и нет отклонений от нормы.
С 6 до 12 месяцев основными задачами развития зрения является формирование объемного восприятия пространства. Ребенок способен оценить расстояния и видит объемные формы.
Развитие зрения после года
К первому году жизни зрение ребенка радикально меняется, основные функции уже заложены и мир предстает для него в полной красе. Тем не менее, процесс формирования еще не закончен и будет продолжается еще несколько лет.
На протяжении последующих 3-4 лет цветовосприятие все еще не отточено, поэтому малыши так часто ошибаются в определении цвета. В этот период некоторым родителям кажется, что ребенок не способен запомнить названия цветов. Как правило, память здесь ни при чем, все дело в естественном формировании цветовосприятия.
Поле зрение также на пути развития, оно расширяет границы и окончательно сформируется только к семи годам.
Период активного развития зрения у ребенка приходится на первые три года его жизни, но еще следующие 15 лет происходит некоторая отточка всех функций. Это стандартные этапы развития зрения у детей, которые могут иметь небольшие отклонения в ту или иную сторону. Помимо этого, существует и еще тоска зрения на этот вопрос.
Нетрадиционный взгляд на развитие зрения у детей
.
Официальная медицина заняла прочные позиции в нашей жизни, но не стоит сбрасывать со счетов и иные подходы. Существует теории, объясняющие влияние личностных качеств ребенка на формирование дефектов зрения. К примеру, если ребенок озабочен только тем, что происходит вокруг него и ему не интересны масштабные события, постепенно у него вырабатывается близорукость. Про таких людей говорят, что не видят дальше собственного носа.
Другая противоположность, когда ребенка привлекает только то, что происходит за стенами собственного дома и у других детей. Такие черты характера приводят к дальнозоркости( не видит, что творится у него под носом).
Современные дети и подростки чаще страдают близорукостью. Возможно, это связано с развитием информационных технологий( компьютеры, ноутбуки и т. д.) и происходит естественная фокусировка зрения на ближайший предметах, ведущая к близорукости. Возможно, идут эволюционные перемены, и необходимость видеть в даль постепенно утрачивается.
Как бы то ни было, некоторая параллель между развитием личности и формированием зрения все же наблюдается. Забота родителей о зрении ребенка не должна сводиться только к активизации физиологических функций. Как мы знаем, в здоровом теле — здоровый дух и наоборот.