В воспитании нет мелочей
Стоит только побывать в скверах, на детских площадках, присмотреться к бурно кипящей жизни детворы, к соперничеству в ловкости, во всевозможных умениях, послушать эмоционально насыщенный разговор, чтобы понять; именно здесь рождается и крепнет многообразие чувств, привычек, наклонностей.
Именно здесь возникают первые представления о трудностях и первые радости от их преодоления, рождается здоровая настойчивость, воля, чувство товарищества и дружбы.
Социализация
И тем не менее нелегко дается некоторым родителям сознание того, что ребенок — социальное существо, что ему предстоит жить в коллективе и что общение с другими детьми с самого раннего возраста совершенно необходимо для нормального развития.
Именно к таким родителям относилась и мать пятилетнего Володи.
Сын отличался завидным аппетитом. Но когда он стал обнаруживать чрезмерную склонность к полноте, пришлось обратиться к врачу. Выяснилось, что никаких гормональных нарушений у ребенка нет. Врач нашел наследственное предрасположение к полноте, рекомендовал соответствующую диету и подвижные игры. Однако нетренированный и слишком полный Володя неуклюже падал, вызывая то смех, то неудовольствие играющих, вносил в игру медлительность и сумятицу.
Казалось бы, родители должны были поддержать сына, подбодрить его, помочь ему все-таки войти в детский коллектив. Но наивно обиженная за своего ребенка мать стала бездумно удерживать его дома. После вялого сопротивления мальчик нашел такое времяпрепровождение приятным, и так как у него был флегматичный темперамент, он охотно проводил время за столиком, рисовал, смотрел картинки.
Настоящие трудности начались, когда Володя пошел в школу. Привыкший к постоянному уединению, сидячему образу жизни, неспособный быстро и легко ориентироваться в пестрой подвижной среде сверстников, он не принял этой среды, отказывался идти в школу. Вскоре у него появились признаки повышенной возбудимости: он просыпался по ночам, вскрикивал во сне, часто плакал. И только занятия по настоянию врача в спортивных кружках, увлечение плаванием и, главное, общение с новыми товарищами в конце концов помогли постепенно преодолеть последствия непродуманного воспитания.
Отклонения от нормы
Дети обычно начинают осознавать особенности своей внешности только тогда, когда эти особенности выделяют их в среде сверстников. Даже некоторые значительные отклонения от нормы, как, например, отсутствие пигментации волос и радужной оболочки глаз (альбиносы), карликовый рост, чрезмерная полнота и т. д., не вызывают у детей огорчений до тех лор, пока не становятся помехой в совместных играх или предметом обсуждения взрослых.
Конечно, в подходе к этим детям нужно проявлять особую осторожность и вдумчивость. Сильная близорукость, заикание, косоглазие, хромота сами по себе не умаляют достоинств человека, но при известных условиях могут служить причиной острых переживаний.
Бесцеремонный намек на неполноценность болезненно ущемляет обостренное самолюбие и часто как глубокая психическая травма гнетет долгие годы. Попытайтесь представить себе жизнь девочки или мальчика, которым постоянно напоминают об их недостатке, попытайтесь представить их переживания, скачала стеснительность, потом нерешительность, неуверенность в себе, замкнутость, наконец, нелюдимость, одиночество, озлобленность, и тогда вам станет понятно, что особенности внешности ребенка — это тоже не мелочь в вопросах воспитания.
Но совершенно неправы и те родители, которые проявляют подчеркнутую жалость к ребенку с физическим недостатком, стараются «уберечь» его от других детей. Тем самым они еще больше сосредоточивают внимание малыша на его неполноценности. Это — вредное проявление родительских чувств. Напротив, следует добиваться, чтобы ребенок не придавал трагического значения своим физическим недостаткам, помочь ему убедиться в том, что он может стать полноценным, полезным членом общества.
Наша жизнь полна примеров, показывающих, что физические недостатки для людей сильной воли и глубокой целеустремленности не были преградой в достижении возвышенных целей, что есть в человеке настоящая, большая красота, которую не могут заслонить никакие внешние недостатки. Необходимо, чтобы дети были знакомы с этими примерами. Очень важно поддерживать у детей хорошее настроение, бодрость, создавать ситуации, в которых они могли бы проявить свои способности, и тем самым укреплять в них уверенность в себе.
Характер
До сих пор речь шла о недостатках внешности ребенка. Но при неправильном воспитании даже явные достоинства его облика могут отрицательно сказаться на формировании характера.
…По утрам мать усаживала Леночку перед зеркалом, любовно расчесывала и укладывала ее завитушки, завязывала банты, меняя их по первому требованию, оправляла оборочки и складки. Слишком часто Лена слышала, что «другого такого ребенка в мире нет».
Вольно или невольно мать усиливала чрезмерное внимание дочки к собственной внешности, и не удивительно, что круг интересов девочки, постепенно сужаясь, стал крайне беден. Даже сказки захватывали ее лишь тогда, когда в них фигурировали разряженные красавицы принцессы. Примеры доброты, бескорыстия, героизма, которые встречались в тех же сказках, не увлекали ее и не сохранялись в памяти. Леночке говорили, что она красива, и тем самым внушили ей сознание своего превосходства над другими.
Сначала Лена была спокойным, ласковым, жизнерадостным ребенком. Но с течением времени, и в особенности в школе, где ее желания исполнялись не с такой поспешностью, как дома, начали обнаруживаться капризность, пренебрежительность к другим, извращенное самомнение. Изменения в характере помешали дружбе с другими детьми и учению. Умная, развитая девочка в старших классах плелась в числе «троечников». Однако это не обескураживало ее: она с нетерпением ждала будущего, рассчитывая покорить всех своей красотой.
Разумеется, мы за прекрасное в человеке, за внешнюю и внутреннюю красоту, за воспитываемое с детства умение следить за своей внешностью. Мы за здоровый вкус. Но мы против самолюбования, самовлюбленности и пренебрежительности к другим, против того, что¬бы на внешности сосредоточивались все лучшие силы души.
Бывает и так, что сами родители специально не фиксируют внимания ребенка на его внешности. Но это за них делают на улице, в трамвае, в садах и парках любители высказать «сочувствующее» сожаление или неуемное восхищение.
Заканчивая наши беседы, хотелось бы снова и снова подчеркнуть, что в воспитании нет мелочей, что необходимо учитывать мельчайшие тонкости, разумно взвешивать все особенности детей, чтобы ничто не мешало расцветать их поистине безграничным возможностям.
А. ФОНАРЕВ,
старший научный сотрудник Института педиатрии АМН
журнал Работница — 1964-07