Раннее развитие ребенка в 1 год: методики, отзывы

Раннее развитие ребенка в 1 год: методики, отзывы



Самым ликующим и ответственным событием для всех родителей является первый день рождения их малыша. Весь год они с беспокойством и интересом наблюдали за развитием своего ребенка.

И вот настал момент, когда можно подвести итоги, что же умеет ваш малыш в 1 год и выяснить какие нынешние методики можно в дальнейшем использовать для его всестороннего развития.

Особенности физического и интеллектуального развития ребенка в 1 год

Годовалый дитя не сидит на одном месте. Он постоянно находится в движении, исследуя окружающий мир и улучшая собственные физические навыки. Некоторые малыши в 1 год делают первые шаги или активно ползают, познавая новоиспеченные предметы. Кроме этого, малыш в 1 год с удовольствием выполняет следующие действия:

  • манипулирует предметами;
  • складывает различные объекты, бросает или стучит ими, а также их толкает или тащит;
  • забирается вверх на небольшие ступени или иные возвышенности (кресло, диван, стул);
  • бросает и ловит большой мяч;
  • проявляет заинтересованность различными объектами небольшого размера.
  • обнаруживает ручки дверей, завинчивает крышечки и выполняет другие действия с помощью пальчиков.

Годовалый малыш отличается любопытством и рослой познавательной активностью. Он стремится экспериментировать со всеми предметами, которые находятся рядом с ним. Кроме этого, крохе увлекательны все движущиеся механизмы и объекты. Ребенок в данном возрасте выполняет следующие действия:

  • объединяет одни объекты с другими: строит башни из кубиков, собирает разрезанную на три части картинку или играет с игрушками-вкладышами;
  • сравнивает вылитые предметы между собой;
  • узнает знакомые объекты, указывая пальцем на картинки в книгах или предметы;
  • с наслаждением играет с водой и любит возиться с песком;
  • рисует на бумаге первые каракули;
  • понимает смысл многих слов, в том числе и слова «нельзя»;
  • выполняет заданные действия: кормит любимую игрушку, разыскивает спрятанный предмет или бросает мяч;
  • начинает в процессе игры подражать действиям взрослых.

Кроме этого, у ребенка в 1 год наблюдается деятельное развитие речевых навыков. Ему нравится, когда взрослые читают красочные книжки или поют вместе с ним песенки.

У годовалого малыша является стремление к самостоятельности.

Важно в данный момент поддержать его, даже если выполнение некоторых действий будет занимать немало времени. Родители должны уделять в этот период максимум времени своему чаду: играть с ним, читать книжки, писать, строить и всевозможными способами развивать его творческий потенциал.

Задачи раннего развития ребенка в 1 год

Многие родители не ведают, какие первоочередные задачи раннего развития ставить для своего годовалого малыша и какой дидактический материал при этом использовать. Педагоги рекомендуют в первую очередность у крохи развивать речевые навыки и обогащать его словарный запас. Кроме этого, отмечаются и иные цели раннего развития годовалого ребенка:

  • Развитие у малыша мелкой моторики рук и координацию движения.

Все игрушки и дела направленные на развитие мелкой моторики рук способствуют активному развитию речи у малыша. Для этого используются пальчиковые игры, игрушки сенсорной направления, игрушки-вкладыши, логический куб, крупные пазлы и другой дидактический материал. При систематическом сенсорном развитии к концу второго года дитя сможет:

  • собрать пирамидку;
  • сортировать предметы исходя из их размера и формы;
  • соотносить геометрические фигуры с дырами или рисунками.
  • Развитие у крохи логики, мышления, интеллектуальных способностей.

Родителям рекомендуется играть с малышом в игры по методике Монтессори. Для дел можно использовать природный материал, крупные пуговицы, кусочки ткани, песок, воду, крупы и т.д. Особенно нравятся в этом возрасте малышам играть со шнуровками, геометрическими фигурами, а также нанизывать разноцветные бусы или пуговицы. Если систематичны заниматься с малышом в этом направлении, к концу года малыш будет уметь:

  • различать четыре краски: красный, синий, зеленый и желтый;
  • сортировать различные предметы по цвету;
  • сортировать предметы по величине и конфигурации.
  • Развитие у ребенка творческого потенциала.

Занятия творчеством с малышом способствуют развитию интеллекта, памяти, внимания, мышления, а также формируют речевые навыки и обучают правилам совместной игры. Для занятий можно использовать восковые мелки, пальчиковые краски, соленое тесто, цветную бумагу, музыкальные игрушки и книжки.

Малыши, какие регулярно занимаются разнообразными творческими делами, к концу второго года уже умеют:

  • лепить с помощью взрослых несложные поделки;
  • создавать простые аппликации из готовых деталей;
  • рисовать красками, используя кисточку, или карандашами.

Кроме этого, крохе доставляет максимум позитивных эмоций совместные творческие занятия с взрослыми.

  • Развитие у ребенка в 1 год навыков конструирования и моделирования.

Процесс конструирования и моделирования является увлекательным и познавательным. У малыша деятельно развивается логика, усидчивость, внимание, воображение и творческое мышление. Конструируя, ребенок учится складывать мелкие детали различной конфигурации и размера. В итоге развивается ловкость, мелкая моторика рук и улучшается координация движений. Кроме этого, малыш обучается доводить процесс до логического результата, действуя целенаправленно.

Ребенок может играть обычными кубиками, разноцветным конструктором или тематическим конструктором, собирая цельные города или улицы.

При постоянных занятиях малыш научится:

  • выстраивать различные постройки и играть с ними;
  • различать геометрические фигуры и краски;
  • запоминать образы разнообразной формы.

Следует отметить, что каждый малыш развивается своими индивидуальными темпами. Родители не должны расстраиваться, если у крохи не получается какой-либо вид деятельности. Напаситесь терпения и продолжайте заниматься дальше. Через время ребенок обязательно достигнет положительных результатов и порадует вас новоиспеченными успехами.

Методики раннего развития ребенка в 1 год, отзывы

Сегодня существует огромное количество методик раннего развития ребенка, какие помогают малышу раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Рассмотрим наиболее актуальные из них для ребенка в 1 год:

Методика Макото Шичида

Эта уникальная методика популярна не только на территории Японии, но и в других странах. По мнению автора методики, все малыши рождаются гениями, и лишь тесная связь с родителями поможет им активно развиваться. Для этого важно систематизировать всю необходимую информацию и повторять ее ребенку последовательно. Основу методики Макато Шичида составляют особые флеш-карточки, которые представляют собой разнообразные изображения. Демонстрировать данные карточки малышу можно с трехмесячного возраста, упражняя его фотографическую память и развивая правое полушарие мозга. При этом занятия должны осуществляться ежедневно и несколько раз в сутки. Значительно родителям стремиться уменьшать интервал демонстрации изображения до одной секунды.

Данная методика имеет положительные отзывы у педагогов и родителей.

Основная проблема заключается в приобретении дидактического материала для занятий. Стоит заметить, что карточки можно сделать самостоятельно дома. Для этого вытекает подобрать тематические изображения и наклеить их на картон.

Методика В. Воскобовича

Данная методика была особенно популярной в 90-х годах и использовалась в 90% дошкольных учреждениях. Начинать заниматься по методике В.Воскобовича можно с раннего года. Основой методики является специально разработанный многофункциональный дидактический материал, который способствует развитию математических способностей, логики, воображения, а также приобретению навыков чтения и конструирования. Кроме этого, малыши на делах по авторской методике попадают в сказочный Лес и помогают его волшебным жителям выполнять различные созидательные задания. Больше всего малыши любят играть следующим материалом:

  • Геоконт. Представляет собой дощечку с гвоздиками и цветными резинками. Многообразные занятия с использованием данного материала помогают малышам развивать навыки творческого конструирования. Годовалые малыши могут придумывать разнообразные геометрические фигуры, помогая сказочным персонажам.
  • Квадрат Воскобовича. Данный материал ассоциируется с квадратной основой, на какой находятся треугольники. При этом с одной стороны он окрашен в красный цвет, а с другой – в травяной. Игры с квадратом Воскобовича способствуют развитию воображения и логического мышления. Ребенок в 1 год может уложить из него интересные фигуры или найти спрятанные в геометрическом домике фигуры.
  • Кораблик Брызг-Брызг. Представляет собой многопалубный кораблик, развивающий математический потенциал у годовалого ребенка. Малыш может выполнять масса увлекательных заданий: выстроить палубы согласно цветам радуги по диагональному или горизонтальному направлению, разместить флажки по размеру или краске и т.д.

Методика В.Воскобовича, по отзывам родителей, имеет один недостаток – дидактический материал сложно сделать самостоятельно, а его приобретение является дорогостоящим удовольствием.

Методика Гмошинской

Методика основана кандидатом медицинских наук М.В. Гмошинской и предполагает развитие творческих способностей у малышей уже с шести месяцев. Для этого проводятся дела по рисованию пальчиковыми красками. Малыш может создавать собственные шедевры кончиками пальцев или всей ладошкой.

Дела по данной методике можно проводить в домашних условиях.

Для этого следует приготовить пальчиковые краски, большенный лист бумаги и старую одежду. Процесс рисования начинается с размазывания краски по бумаге пальцами или сжимания краски в кулачке. Дальше творческий процесс будет постепенно усложняться. Занятия по данной методике рекомендуется проводить систематически, без перерыва на летний этап.

Методика «Школа семи гномов»

Данная методика разработана для домашнего обучения детей с рождения до семи лет и воображает собой серию специально составленных развивающих пособий. Каждое пособие имеет страничку для родителей, на которой детально описана инструкция о том, как проводить занятия с ребенком в данном возрасте. В пособиях грамотно подогнуты иллюстрации и составлены интересные задания, учитывающие особенности развития детей в определенный возрастной период. Кроме этого, страницы в пособиях являются съемными, потому их можно развесить по комнате, чтобы малыш смог повторить ранее изученный материал. Занятия с дитятей по данной методике следует проводить систематически, начиная с 5 минут в сутки и плавно увеличивая интервал.

Методика «Добросердечные сказки»

Уникальная методика разработана А. Лопатиной и М.Скребцовой и представляет собой сборник увлекательных стихов, сказок и рассказов, какие учат малышей доброжелательности, формируют духовность и развивают чувство сопереживания. Методика рассчитана на совместные занятия родителей с детьми. Структура дел по данной методике следующая:

  • родители беседуют с малышом о предстоящей теме занятия;
  • читают крохе сказку или стих по теме дела;
  • обсуждают с ребенком прочитанный материал;
  • выполняют развивающие задания.

Данная методика эффективно развивает речевые навыки, созидательный потенциал, усидчивость, память и внимание.

Таким образом, родители могут выбрать для раннего развития малыша масса интересных методик.

Самое главное, чтобы процесс обучения представлял собой веселую и непринужденную игру, а вы терпеливо поддерживали свое излюбленное чадо во всех начинаниях!