Кризис 1 года
Отрезок времени между младенчеством и самым ранним детством принято считать переходным. Именно в это время, как правило и случается первый кризис в жизни малыша 1 года. Как любой детский кризис, он основан на повышении уровня самостоятельности и возникновении негативно выраженных реакций.
Подобные реакции часто проявляются, когда взрослые не в силах понять своего малыша, его желаний, мимики, слов и жестов, то есть не могут понять, его просьб и требований.
Как правило, к этому возрасту малыш уже довольно активно передвигается по дому, и поэтому гораздо большее количество потенциально опасных предметов появляется в зоне его досягаемости. Родители, желая обезопасить кроху, убирают, закрывают и блокируют все, что может ему навредить. Но ребенок, не понимая всей опасности, может требовать потрогать, попробовать на зуб именно опасные вещи, и сталкиваясь с неведомым ранее словом нельзя, реагирует бурно и эмоционально.
Некоторые дети могут оглушительно визжать, требуя выполнения своих прихотей. Другие ложатся на пол, колотя руками и ногами. У многих начинается истерика, сопровождающаяся приступами удушья. Обычно это происходит в семьях, где стиль воспитания далек от идеала. Либо там, где на ребенка чересчур давят, не давая даже капельку автономности, либо там, где взрослые ведут себя крайне непоследовательно, то разрешая, то запрещая что бы то ни было.
Психология кризиса 1 года
Терпение и сдержанность взрослых, компромисс в плане предоставления некоей свободы действий (в разумных пределах), помогают смягчить этот непростой период и делают эмоциональные реакции более редкими и не такими острыми.
Появление речи, пока своеобразной и непохожей на взрослую, тоже является признаком кризиса первого года. По большому счету это пока и не речь, или не совсем полноценная речь, Она состоит из звукоподражаний (гав-гав, му-му) и искаженных слов взрослого языка (тити-часы, ниняня- не надо). Особенностью такой речи является ее несвязность, ведь слова не складываются в предложения, а следуют друг за другом, образуя ряд бессвязных восклицаний.
На этом этапе она доступна пониманию только самых близких взрослым, тем, кто ухаживает за ним день за днем (как правило это мама или бабушка), понимающим его даже без слов и не очень подходит для общения вне дома, в большом мире. Поэтому кроха продолжает активно использовать мимику и жесты, а правильная и понятная речь появится чуть позже.