Для более четкого понимания характера и темперамента ребенка существуют определенные модели поведения.
Выделяют следующие типы поведения «трудных» детей:
- неуправляемый тип;
- нервный тип;
- рассеянный тип;
- агрессивный тип;
- замкнутый тип.
Неуправляемый (максималистский). Неуправляемому ребенку свойственно упрямство и непокорность. Из-за своего упрямства, могут создавать серьезные проблемы из ничего. Любят спорить и отстаивать свою точку зрения. Такие дети упорные, энергичные и настойчивые. В школе отдают предпочтение какой-то одно дисциплине и стараются достигнуть в ней максимальных результатов. Для неуправляемых детей не существует деталей, у них развито восприятие целостного образа. Капризы им не присущи, стараются взять ситуацию под контроль и разрешить ее.
Нервный (чувствительный). Таким детям присуще сопереживание. Чувствительный ребенок может испытывать не просто радость, а огромное чувство счастья, а обида перерастает для них в катастрофу. Они не умеют правильно воспринимать критику, болезненно относятся к насмешкам и упрекам. Предпочитают оставаться в тени. Как правило, не имеют друзей или с трудом заводят их. Могут отлично проявить себя в учебе, достаточно умны и сообразительны.
Рассеянный. У рассеянных детей возникают проблемы с концентрацией внимания. Они быстро переключаются с одного предмета на другой. Ребенок вынужден выполнять то, что говорит взрослый. Зачастую это не приносит удовольствия, и концентрация внимания начинает снижаться.
Агрессивный (напористый). Этот тип поведения детей характеризуется чрезмерной активностью. Ребенок не слушается, для него не существует авторитетов. Достаточно вспыльчив. Но если контролировать состояние злобы и агрессии, тогда эти качества могут перерасти в энергичное и целеустремленное начало. В состоянии стресса волевые качества ребенка обостряются. Например, страх делает более уязвимым и вспыльчивым. Напористые дети испытывают проблемы в общении, им трудно взаимодействовать со сверстниками. Данному типу детей необходима защита, внимание, поощрение, полноценное общение со стороны взрослых. Тогда ребенок научится быть последовательным в своих действиях.
Замкнутый. Таким детям свойственна усидчивость. Они склонны к естественным и точным наукам. Стараются быть лучше, превзойти свои возможности. Ребенок, находясь, в постоянной гонке за пьедестал, становится неуверенным в себе, и его самооценка неуклонно падает. Дети нуждаются в активных действиях, им нужны тактильные ощущения и внешние раздражители.
Исходя из представленных моделей, можно сделать вывод, что каждый ребенок уникален. Если внешние факторы окружающей среды (например, общество) будут влиять благоприятно, тогда ребенок будет вести себя в пределах норм поведения.