Перед дошкольным воспитанием стоит значительная задача — научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного.
В детском саду дети знакомятся с многообразными видами изобразительного искусства, в том числе и с живописью.
Опыт показывает, что уже старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, ландшафт, натюрморт, сюжетную картину.
Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного года пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова, Юона и других художников. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей эмоция любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.
Формы знакомства детей с изобразительным искусством вообще и в частности с пейзажной живописью могут быть различными: беседы, организация просмотра и обсуждения выставок.
Первая беседа должна быть отдана разговору с детьми о творчестве художника. Прежде всего нужно познакомить детей с профессией художника, рассказать о разнообразии видов его деятельности. Было бы весьма хорошо, если бы участие в разговоре принял художник, профессионал или самодеятельный — он показал бы свое снаряжение, мольберт, краски, как ими пользоваться.
И тут значительно сказать, что художник создает картины, которые могут изображать природу — пейзаж, человека — портрет, цветы, плоды, утварь — натюрморт или подмостки из жизни. При этой беседе надо показать одну, две картины каждого жанра.
Знакомство детей с картинами художников необходимо начинать с ландшафтов. Картины, изображающие русскую природу, наиболее близки ребенку. Это связано с тем, что ребенок начинает познавать мир именно с природы. Во время гуляния мама знакомит с растениями, рассказывает об облаках и солнце, обращает внимание на явления — такие, как дождь, закат, иногда рассвет, мгла, роса на траве и многое другое.
Среди авторов пейзажистов можно отметить А.К. Саврасова («Грачи прилетели», «Радуга», «Берег реки» и пр.), И.И. Левитана («Плес», «После дождя», «Золотая осень» и пр.), И.И. Шишкина («Утро в сосновом бору», «Рожь», «Зима» и др.), В.М. Васнецова («Иван – царевич на стальном волке», «Аленушка» и др.).
Детям с раннего возраста начинают читать книги, сказки и стихотворения, какие легко запоминаются, но особое удовольствие им доставляет просматривание иллюстраций. Поэтому, можно начинать знакомство детей с творчеством художников с трудов художников-илюстраторов. Наиболее известными представителями этого жанра можно назвать В.М. Конашевича, Е.И Чарушина, Е.М. Рачева. Важно, чтобы иллюстрации, какие рассматривают малыши, были понятны и правдоподобны, соответствовали возрастной группе.
Постепенно можно переходить к сюжетным картинам, где изображены определенные поступки людей или животных. Знаменитое полотно В. Серова «Богатыри» можно продемонстрировать после рассказа об их поступках и доблести.
Натюрморты детям постичь не сложно, поскольку они часто на занятиях по рисованию изображают фрукты или овощи на блюде, цветы в вазе. Последний этап — портрет. Тут нужно угадать настроение человека и возрастную категорию.
Знакомство дошкольников с творчеством художников нужно сопровождать беседами, рассуждениями и играми, что гарантирует лучшее понимание искусства.
Видео-материалы по теме статьи
Картины русских художников:
Картины художников для детей:
Развивающий мультфильм по технике рисования:
Художники Эпохи Ренессансы:
(‘
Источник: webdiana.ru