Лучше итого дети воспринимают такое обучение через игру, а самый подходящий возраст для этого – 4-5 лет. Именно в это время формируется выговор и словарный запас.
Игры на развитие фонематического слуха:
- Эхо – ребенку объясняют, что это такое, можно посмотреть мультфильм «Сказки престарелого Эхо». Затем взрослый должен говорить какое-то простое слово или сочетание букв: ау, ма, да, ко, уи, ура, юла и т. д. Ребенок повторяет много раз подряд эти звуки. После можно перейти к словам посложнее.
- Обучающая серия «Семь гномов» — есть пособия от 0 до 1 года и от 1 до 2 лет, там красочное оформление и увлекательная информация для детей, преподнесенная в доступной для каждого возраста форме. В одной из таких карточек нарисованы картинки и написано одно слово, значащее звук, например: зайчик идет – «топ-топ», кран – «буль!», качели – «кач-кач», звуки можно придумывать и самим.
- Отведайте прислушаться к тишине и услышать отдаленные звуки, которые обычно человек не замечает: тиканье часов, пенье птиц и т. д. Вообще различных пособий много, но многим больше всего нравится серия «Семь гномогв», дети очень их любят, даже подросшие малыши нередко пересматривают карточки.
- Игра на голоса животных: взрослый произносит звуки, которые обычно издают животные, ребенок должен наименовать, какое животное загадано.
- Возьмите предметы из разных материалов: стекло, хрусталь, дерево, пластик, металл и другие. Легонько стучимся по каждому из них, чтобы ребенок услышал звуки и запомнил, потом он отворачивается и угадывает, по какому из предметов стучал взрослый.
- Хлопки. Взрослый ритмично хлопает, дитя пытается повторить последовательность хлопков и паузы между ними.
- Жмурки: пусть ребенок закроет глаза и пытается найти взрослого по звуку его голоса. Либо дитя может сидеть с закрытыми глазами, а взрослый ходит в разные места и звенит колокольчиком, ребенку же нужно показать направление, откуда измерит звук.
- Взрослый называет короткие слова, начинающиеся на один и тот же звук, и одно лишне слово – на другой звук, дитя должен определить лишнее слово и назвать его.
- Если ребенок справился со всеми предыдущими заданиями, попробуйте кое-что посложнее – необходимо придумать любое слово, например, «автобус», а ребенок придумывает другое, начинающиеся на последнюю букву этого слова, и так по очередности.
- Есть различные «пальчиковые» игры, когда взрослый рассказывает стишок, а ребенок под каждую фразу выполняет какое-то движение. Неплохо подходит сюда и известный всем стишок «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».
- Взрослый говорит скороговорку, а ребенок должен наименовать, в каких словах есть определенная буква. (Например, «Шла Саша по шоссе…»). Подойдут детские стишки про звериных, если там явно слышится какая-нибудь буква.
Есть множество игр и упражнений для тренировки фонематического слуха у детей, главное – вовремя установить проблему с речью и начать заниматься. Хорошо, если есть возможность водить ребенка к логопеду, но это не исключает занятия с малышом дома, самостоятельно.
Перед школой непременно посещение логопеда, который поможет выявить нарушения, но лучше, конечно, как можно раньше обратиться к специалисту, если есть какие-то проблемы с выговором, чтобы в школе не было трудностей с обучением. Хотя, конечно, в каждой школе обязательно есть свой логопед, который коротает свои тесты с детьми, чтобы выявить тех, кому нужна его помощь, и потом занимается с каждым отдельно.
Видео по теме статьи
Источник: webdiana.ru