Дошкольное образование

Дошкольное образование



Когда дитяти исполняется пять – шесть лет, на первый план для родителей выходит его дошкольное обучение. Каждой маме и каждому папе хочется, чтобы их дитя узнавал как можно больше, чтобы потом в школе смог похвастаться хорошей учёбой. По этой причине детей отдают в многообразные дошкольные учреждения, центры подготовки, а иногда и предпочитают заниматься с ними дома. В любом случае, родителям будет полезно разузнать, на каких принципах и знаниях строится обучение детей дошкольного возраста, чтобы их применять.

Принципы дошкольного обучения

Обучение надлежит быть развивающим. Это означает довольно простую вещь, которую не всегда учитывают родители: обучая ребенка, нужно ориентироваться не на тот степень, на котором он сейчас, а на тот, который он может достигнуть. Вы должны всегда быть на шаг впереди, не топтаться на месте, ставить перед вашим дитятей всё новые задачи. Пусть они будут простенькими, с незначительными изменениями, но всё равно это очередной шаг вперёд. Усложняйте игры, давайте новые задания и ликуйте вместе с ним каждой взятой ступеньке.

Обучение должно быть воспитывающим. Не просто игра с предметами или куклами, а воспитание полезных навыков, воспитание правил неплохого тона, чтобы ребенок мог потом их использовать в общении с другими детьми и со взрослыми. Понаблюдайте за тем, как он общается со сверстниками, и если вас что-то не организует, то эффективнее всего будет придумать игру и с ее помощью показать, как правильно.


Обучение должно быть доступным пониманию. Простой образец: вы можете использовать в своей речи какие-то слова, которые вам кажутся простыми и понятными всем, однако может так случиться, что собственно ваш ребенок их значения не знает. Он мог их слышать, в том числе и от вас, раньше, но не понимать смысла того или иного слова. А вы их повторяете, считая, что всё понятно. Итогом будет то, что ваше объяснение до конца не поймут и не усвоят. Поэтому понаблюдайте за собственной речью и попробуйте уточнить у своего ребёнка: как он соображает то или иное слово? Это очень полезное упражнение для развития речи.

Кроме того, не забывайте базовый принцип педагогики, удачно сформулированный Я.А. Коменским: «От ближнего к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому».

Обучение должно быть последовательным. Когда вы даёте своему ребёнку какие-то новоиспеченные знания, обязательно проследите за тем, чтобы они были связаны с тем, что ему уже известно. Связь знакомого материала с незнакомым – это главная основа прочного запоминания. То кушать схема обучения простая: повторили предыдущее, рассказали новое, связали с предыдущим.

Обучение должно быть осознанным. Это значит, что необходимо не просто озвучивать новые понятия, но и называть ситуации, в которых эти понятия/предметы/явления смогут проявиться, ситуации, где с ними может столкнуться ваш дитя. Задавайте побольше вопросов, предлагайте ребенку самому придумать ситуацию, где ему может пригодиться новое знание. Это очень хорошо развивает гибкость мышления.

Обучение надлежит быть наглядным. Это правило вообще иногда называют «золотым правилом дидактики», а папам и мамам настоятельно рекомендуется не скупиться на всякие наглядные пособия, схемы, рисунки, объемные модели. Многое запоминается лучше, если удается это потрогать и рассмотреть со всех сторонок.

Обучение должно быть гибким. Это довольно очевидная вещь – к каждому ребёнку необходимо применять индивидуальный подход, внимательно следя за его успехами и неуспехами. Что-то может даваться ему лучше, что-то хуже – и это нормально. Главное, вовремя заметить моменты, в которых он отстает, и скорректировать программу обучения, может быть, что-то разъяснить ещё раз.

Блоки знаний в дошкольном обучении


Исследователи детской психологии считают, что дошкольнику нужно осваивать три блока знаний: о мире объектов, мире природы и мире людей. Важный момент: получать знания из всех трех блоков нужно одновременно, чтобы не было отставания ни по одному пункту.

Если дитя не сможет нормально обращаться с предметами, у него всё будет валиться из рук, он что-то роняет, разливает, — это станет поводом для насмешек от других детей и замечаний от преподавателей. Мамам и папам непременно нужно обращать внимание на мелкую моторику, на то, насколько аккуратно у него всё выходит.

Если ребенок не получит знаний о вселенной природы, временах года, погоде, растениях, животных, — его также засмеют сверстники, которым это всё рассказывали с раннего детства.

Наконец, если дитя привыкнет хорошо обращаться с предметами, будет много знать о природе и разных явлениях, но недополучит необходимого количества социальных контактов, не будет ведать, как строить отношения с другими детьми, то его, скорее всего, постигнет судьба одиночки, если не изгоя, что тоже нежелательно.

Родителям ребенка-дошкольника необходимо на многое обращать внимание, чтобы он всесторонне развивался и рос человеком, уверенным в своих знаниях и в самом себе.

Источник: http://mamakmv.ru/